Музеи рассказали о «цифрозе» выставок на фоне пандемии

Музеи рассказали о «цифрозе» выставок на фоне пандемии

«Наступил цифровой предел»

В Москве состоялся круглый стол, посвящённый тому, как российские музеи пережили пандемию и чем порадуют посетителей в ближайшие месяцы. Руководители музеев рассказали о смене форматов, потерях и приобретении новой аудитории, амбициозных проектах.

Фото: Наталья Мущинкина

Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин сетует, что в минувшем году из-за пандемии музей потерял свою аудиторию, и в то же время приобрел миллионы виртуальных зрителей. Тому способствует и работа по оцифровке коллекции.

— Мы оцифровали более миллиона единиц нашего хранения, – говорит Левыкин. – Идём к тому, что через несколько лет вся коллекция Исторического музея будет оцифрована и доступна для посетителей.

Тем не менее, зрителей ждут не менее яркие живые выставки. Среди них экспозиция «Викинги. Путь на Восток». По словам Левыкина, это уникальная коллекция Исторического музея, посвящённая легендарным и таинственным викингам, а также созданию Древнерусского государства. Другой проект будет посвящён первому кругосветному путешествию Крузенштерна, а завершит год выставка работ выдающегося художника восемнадцатого века Дмитрия Левицкого.

В свою очередь генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов с воодушевлением рассказывает о новых технологиях, которые позволило освоить вынужденное закрытие музеев прошлом году.

— Мы с большим удивлением увидели, что наши онлайн программы смотрели в Алжире, Тайване, Мексике, Сербии, – признаётся Брызгалов. – За месяц мы реализовали мультимедийный проект «Музыка героев» – синтез музыки, театра, литературы, кинематографа. Онлайн выставка длится час, но к ней можно возвращаться. Так вот один из зрителей написал нам, что провёл там тридцать два часа.

Брызгалов рассказывает и о новых виртуальных экскурсиях по Музею музыки, которые рассчитаны и на детей, и на любителей музыки, и на профессионалов. Пересмотрели в музее и композиторский конкурс «Время Прокофьева». В этом году в конкурс включили новую номинацию «Саунд-дизайн. Музыка для музеев».

— Мы дадим попробовать саунд-дизайн в своих выставках, – объясняет Брызгалов. – Мы сделали для композиторов ещё одну номинацию, которая называется «Музей и новые медиа». Прокофьев был композитором, который опередил своё время, и мы стараемся действовать в этом же фарватере.

А вот директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак уверен, что в 2020 году произошёл цифровой предел.

— Я придумал слово, которое многим понравилось, – это «цифроз», – делится впечатлениями Бак. – Мы за этот год достигли некоего потолка, и энтузиазм, касающийся цифровых проектов, медленно, но верно сменяется энтузиазмом, который возвращает нас к подлинности.

Вот почему 2021 год у Литературного музея чрезвычайно насыщенный и в офлайн формате. Благо, музею в этом году сто лет, и амбициозных проектов немало – это Музей звучащей литературы, Национально-выставочный центр «Десять веков русской словесности» на Арбате, центр «Морозовский квартал» в Шелапутинском переулке. Уже открылся Музей истории двадцатого века с первой постоянной экспозицией, посвящённой Осипу Мандельштаму, а следом откроются такие же выставки о Михаиле Булгакове и Андрее Платонове. Приближается и двухсотлетие Федора Достоевского.

— В мае у нас будет огромная выставка о Достоевском в пятнадцати залах, – говорит Бак. – Это коллекция вдовы писателя Анны Григорьевны Сниткиной. Многое будет представлено впервые. Осенью будет открыт новый музей «Московский дом Достоевского» в левом флигеле Мариинской больницы для бедных, где жила семья Достоевского и он провёл детские годы.

Большие планы и у Музея Победы. Уже открыта выставка «Триумф победителей», в которой приняли участие одиннадцать ведущих музеев и шесть архивов. Работает и экспозиция, посвящённая произведениям поэтов и писателей в годы Великой Отечественной. Ожидается выставка об интересных фактах денежного обращения в годы войны и судьбе фронтовых кассиров. Не обойдут вниманием и трагическую дату 22 июня 1941 года.

— В этом году юбилей ленд-лиза, поставок союзников для СССР, – напоминает замдиректора Музея Победы Эльдар Янибеков. – Надеемся, что это будет международный проект. Мы также будем рассказывать о параде 7 ноября 1941 года, о битве за Москву и контрнаступлении.

Между тем исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Нина Дымшиц признаётся, что сейчас музей посещают лишь две трети от того числа зрителей, которые приходили в допандемийные времена. Для того чтобы привлечь людей в район музея, создали онлайн-карту «Бахметьевский гараж и вокруг него», представляющую авангардную архитектуру в районе метро «Белорусская», «Новослободская», «Марьина Роща» и «Савеловская». А 20 мая уже в офлайне открывается выставка «Маленькие шедевры больших художников».

В Музее русского импрессионизма тоже очень ждут свою апрельскую выставку, посвящённую феномену коллекционирования во времена СССР.

— В 1950-1970-е подчас в малогабаритных квартирах на окраине Москвы собирались коллекции музейного уровня – объясняет директор музея Юлия Петрова. – Это картины Кончаловско, Лентулова, Пиросмани, Сомова, Коровина. Мы расскажем истории четырнадцати московских частных собраний – в годы, меньше всего располагавшие к коллекционированию, когда статья за спекуляцию угрожала каждому, вступившему на путь коллекционирования картин.

Порадует зрителей и Научно-исследовательский зоологический музей МГУ. Здесь откроются две художественные выставки: первая – о судьбе редких животных, а вторая – о фауне лесов Вьетнама.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *