ПОСЛЕДНЕЕ
На вручении премии «Белый квадрат» запустили мышь и закусили кинотеатром

На вручении премии «Белый квадрат» запустили мышь и закусили кинотеатром

Премию получили российские классики и швед без лишнего веса

В 16-й раз вручили премию кинооператорского искусства «Белый квадрат» в большом театральном зале, пригласив только номинантов, членов жюри и нескольких журналистов. Рассадка получилась ниже разрешенной 25-ти процентной нормы. Впервые на сайте Министерства культуры церемонию могли посмотреть не только кинематографисты, но и широкая аудитория.  

Кадр из фильма «Сестренка» Александра Галибина.

Кто-то из номинантов не пришел из-за высокой температуры, кто-то продолжает снимать кино, несмотря на пандемию. Не было и привычного в кинематографической среде братания. Дистанция превыше всего. Началось все с белой мыши, помещенной в обставленный игрушечной мебелью аквариум. Она оказалась под прицелом камеры, а мы наблюдали за ней, зная теперь, что значит находиться долгое время в замкнутом квадрате. Хорошо, что это был не домик летучей мыши. 

Начали с награды «Операторское признание», которую виртуально вручили  шведскому коллеге  Йохану Хельстену за изобретение специальной конструкции  для крепления камеры на груди оператора, Это нечто вроде жилета, избавляющего  от лишней нагрузки от тяжелого профессионального оборудования. Уже разработано аналогичное приспособление для женщин, активно вливающихся  в тяжелую мужскую профессию. Йохан  продемонстрировал свое достижение в заснеженном скандинавском лесу, а потом призвал всех выпить шампанского, что и сделали лауреаты, но под финал церемонии. Благо и закуска имелась – торт в виде старейшего московского кинотеатра «Художественный», открывшегося в 1909 году. Через год он будет изготовлен уже не в пищевом варианте, а как приз, который вручат молодому оператору, сумевшему ярко запечатлеть Москву. С такой инициативой выступила продюсер и жена оператора Наталья Мокрицкая, недавно возглавившая «Москино». 

«За вклад в операторское искусство» им. Сергея Урусевского наградили старейшину цеха Вадим Алисов, работавшего с Гайдаем, снявшего «Ширли-мырли» Меньшова,  «Вокзал для двоих», «Забытую мелодию для флейты», «Жестокий романс» Рязанова. Любопытно, что в экранизации пьесы Островского «Бесприданница», которую осуществил в 1937 году Яков Протазанов, снималась мама лауреата – актриса Нина Алисова. Прошло более сорока лет, и он уже стоял за камерой «Жестокого романса» по той же «Бесприданнице», но уже с Ларисой Гузеевой в роли Ларисы Огудаловой. Интерес к операторскому делу привил Вадиму Алисову его отчим – тоже оператор. Так  с класса 7-8-го будущий мэтр и втянулся в профессию.  

Вел церемонию Алексей Агранович. Расположившись за письменным столом, он принимал номинантов и лауреатов на мягком диване. Получилось нечто вроде «Вечернего  Аграновича», как точно подметил его отец, названный  в тот вечер лучшим операторам по итогам 2019 года. Сын заботливо дезинфицировал приз и микрофон, прежде чем передать Михаилу Аграновичу, трогательно приговаривая: «Папа, ты в  группе риска».

Михаил Агранович – классик советского и российского кино, снявший «Маленькие трагедии» и «Крейцерову сонату» Швейцера, «Покаяние «Абуладзе и другие  выдающиеся картины. Теперь он получил «Белый квадрат» за «Сестренку» Александра Галибина, с которым встретился еще на картине «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова. «Сестренка» снималась в Башкирии, в ней участвовали дети, а это требует от оператора особой чуткости. 

Аграновича выбрало жюри из шестерки номинантов. Среди них оказались Александр Симонов с «Грехом» Андрея Кончаловского, Юрий Шайгарданов с «Французом»  Андрея Смирнова, Максим Осадчий с «Девятой» Николая Хомерики,  Роман Васьянов с «Одессой» Валерия Тодоровского. Роман и сам уже режиссер, снял дебютный фильм  «Общага», поработал в Голливуде с Брэдом Питтом, у которого «есть чему поучиться». Мужскую компанию номинантов дополнила совсем еще молодая Ксения Середа, работавшая на  «Дылде» Кантемира Балагова. 

Наши женщины-операторы, а их, можно сказать, легион, уже успели создать свою ассоциацию. По мнению Ксении Середы, есть такие проекты, где женщина-оператор незаменима. А все вместе, без гендерных различий, операторы хотят закрепить за собой профессиональный праздник и отмечать его 1 декабря. Пробивать их инициативу придется, видимо, Анне Михалковой,  имеющей самое прямое отношение к премии «Белый квадрат», продюсерский опыт, знающей, к кому надо обратиться. Кстати, ее совсем юную, в картине Никиты Михалкова: «Анна: от 6 до 18» снимал оператор Вадим Алисов. 

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *