Выяснилось, кто может рассчитывать на гаражную амнистию

Выяснилось, кто может рассчитывать на гаражную амнистию

Многие не верят в результативность закона

Госдума приняла в третьем чтении закон о «гаражной амнистии» — она начнется 1 сентября 2021 года и будет действовать пять лет. Это значит, что у граждан появится право зарегистрировать полноценную собственность на гаражи, полученные еще по советским правилам. Для многих владельцев гаражей, особенно одноэтажных, это означает надежду — однако уже разносятся слухи, что на столицу закон фактически не распространяется. Правда ли это — разбирался «МК».

«Гаражная амнистия» — проект, который продвигали «думские тяжеловесы» во главе с Павлом Крашенинниковым, председателем комитета по госстроительству и законодательству. Это сразу повышало шансы на принятие проекта — как видим, они реализовались. В соответствии с принятым законом, для оформления прав граждан на гаражи можно будет представить любые документы, прямо или косвенно свидетельствующие о праве обладания этим объектом, например, квитанции за электроэнергию или членскую книжку в кооперативе.

На данный момент права гаражевладельцев могут быть оформлены разными документами — через членство в кооперативе (самый архаичный способ, но так по сей день оформлены многие десятки тысяч гаражей по всей стране), разнообразными формами свидетельств о праве и собственности, выданных в 1990-х годах. Есть и такие гаражи, которые оформлены как полноценные объекты в собственности их владельцев, но без земельных участков — земля остается в собственности муниципалитета и дается в аренду. Именно прекращение аренды земли — по сей день основной механизм сноса гаражей как в Москве, так и в других городах. Земля-то городская, нужно городу — заберет назад. Теперь предлагается дать автовладельцам настоящую собственность — вот только будет ли она той «окончательной бумажкой», о которой они мечтают?

Земля — автомобилистам

— «Ракушки», конечно, к этой амнистии относиться не будут, — уточнил парламентарий. — Будут относиться капитальные гаражи, находящиеся внутри кооперативов и гаражных товариществ или вне их. Это еще и «сваренные» гаражи, которые сложно отнести к недвижимости, но находящиеся в кооперативах. Собственность будет оформляться непосредственно на земельный участок и на то, что на нем находится.

Таким образом, до 1 января 2026 года гражданин, использующий гараж, который относится к объектам капитального строительства (то есть имеет фундамент), может претендовать на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположена конструкция, если землю под нее предоставила организация или орган власти. Будет организован и государственный кадастровый учет образовавшейся легальной недвижимости. Однако осуществляться все это будет «по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего указанный земельный участок».

Собственно, за местными властями в гаражном вопросе всегда было последнее слово: именно они в советское время выделяли землю (в «неудобьях», по тогдашним понятиям) под гаражные кооперативы либо отдельные боксы. Существовала обширная программа, позволявшая заслуженным людям — прежде всего ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т. д. — получить разрешение на строительство гаража прямо во дворе многоэтажки. Такие гаражи существуют во дворах Москвы до сих пор — но унаследовать их невозможно, снос следует практически молниеносно после смерти ветерана. В 1990-е годы облегченную версию такого гаража — «ракушку» — разрешалось ставить во дворах кому угодно, но в 2000-е это закончилось: парковочных мест стало не хватать, город «ракушки» демонтировал, заменив сначала на право пользования коллективным навесом (так называемые «арбузные» тенты), а после ликвидировав и эти рудименты «автоединоличничества».  

Зачем и кому это нужно

Московский тренд последних двух десятилетий совершенно недвусмысленный: владеешь землей (дача, дом в частном секторе, офисное здание) или приобрел машиноместо в подземном паркинге жилого дома — так и быть, можешь ставить там автомобиль бесплатно, в остальных случаях — только почасовая плата, только хардкор. Гаражи «старого типа», оставшиеся от советской власти и девяностых — под снос и застройку: площадок для реновации и прочего жилищно-строительного праздника не хватает. Причем речь уже не только об одноэтажных ГСК и «стоянках МГСА» — многоэтажные гаражные комплексы, не совмещенные с жильем или офисами, тоже в группе риска (как раз сейчас владельцы «народных гаражей» на Флотской улице борются с угрозой сноса — их комплекс, совершенно легально построенный и зарегистрированный двадцать лет назад, хотят признать самостроем). Зачем тогда понадобилась нынешняя гаражная амнистия? Будем циниками: бескорыстная помощь населению нынче не в моде, предвыборный год — хорошо, но ведь в силу закон вступит уже после выборов…

— Для нас гаражная амнистия, как и дачная — вещь многообещающая, — рассказал «МК» сотрудник администрации городского округа Талдом Московской области. — Чем больше зарегистрированной корректным образом собственности, тем больше в муниципалитет приходит налогов. Земля под гаражами в большинстве случаев никому не нужна, это не Москва, а вот налоги не лишние. То же самое и с дачными кооперативами — многие тысячи участков уже «обелились» и исправно платят в бюджет.

Кроме того, оформление гаражей может принести прибыль и геодезистам, кадастровым инженерам и другим «окологосударственным» структурам, занимающимся землемерными работами. И в любом случае «обеление» имеющегося фонда недвижимого имущества позволяет учитывать, планировать и контролировать лучше, чем раньше. Так что для государства выгоды в гаражной амнистии есть, и весьма серьезные. Но не в тех местах, где земля действительно «золотая».

Вряд ли спасет

— Толк от амнистии будет для капитальных строений с фундаментом, — говорит лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Обычные металлические гаражи под амнистию не попадут или придется очень постараться. А вот у владельцев гаражей капитальных все должно получиться.

— В Москве гаражная амнистия вряд ли спасет положение владельцев плоскостных гаражей, — предполагает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Просто потому что их все равно снесут.

Официальных комментариев столичных властей по вопросу «гаражной амнистии» пока нет (собственно, законопроекту, чтобы стать законом, нужны еще визы Совета Федерации и президента). Однако опрошенные «МК» председатели гаражных кооперативов рассказали, что в префектурах и районных управах им прямо посоветовали «не рыпаться».

— У нас рядом станция МЦК, под боком два крупных жилых комплекса-новостройки, начался процесс выкупа гаражных боксов одним из застройщиков, чтобы потом освоить этот участок, — рассказал Сергей И., председатель одного из ГСК в Хорошевском районе. — Я спрашивал в префектуре по поводу перспектив гаражной амнистии. Мне сказали прямо: ты что, думаешь, вы самые умные и вам удастся отбиться? Застройщику эта земля нужна, он все равно выкупит гаражи, смысла сопротивляться нет.

— В префектуре ничего определенного не говорят, но я не верю в «амнистию», — рассказал Юрий Н., председатель ГСК в Перово. — Дело в том, что документы о собственности на гараж у членов кооператива есть. А вот землю нам не дадут, потому что уже согласовано так называемое комплексное развитие территорий, и наш кооператив попал под снос. Голосование, как нынче водится, в онлайне, состоялось — и вопрос практически решенный.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *